Возьмем два симпатичных маленьких автомобиля - Mini One и Mini Cooper. Оставим за кадром заряженные турбовые версии "имени преподобного Джона Купера", представим, что у нас самые простые атмосферники. С мотором 1.6, а именно, N16B16A (привет Пежо и Ситроенам, ага).
Фантазируем дальше: что будет, если Купер загонится с Уаном? Правильно, Купер уедет. Может, даже, привезет целый корпус на 400 метрах. Что и логично: у Купера 120 лошадок, а у Уана - всего 98. Но справедливо ли это? Открываем капот - двигатели одинаковые, открываем электронный каталог - двигатели снова одинаковые. В чем отличие? Исключительно в софте. Такая вот несправедливость 21 века.
От размышлений переносимся в реальную Лабораторию. У нас на приеме Mini One (тот, который 98 л.с.) и его владелец, который желает "переделать" его в старшую версию:
- А может еще и тюнинг сверху?
- Не, тюнинга не нужно - жена ездит, ей 120 лошадок точно хватит.
Предлагаем сделать замер Рейслоджиком "пока не началось", да и цифры объективные не помешают. Выезжаем, делаем серию замеров, лучший заезд 0-100 - 12,4 сек. Фотографируем цифры на память.
Наливаем кофе, думаем над планом работ. Можно пойти двумя путями: первый - считать софт из моторного ЭБУ и перенести в него калибровки из куперовской программы, второй - попробовать BMW-шным оборудованием перекодировать авто, сделать его "реальным Купером", после чего через ISTA/P выполнить полный план обновлений. Первый вариант проще, но со вторым у нас есть шанс обновить еще и ПО коробки - наверняка у этих моделей они различаются. Минус второго варианта - он может не получиться :) Не фатально, но время потратим.
Согласовываем с клиентом - сроки не горят, машину нам оставляют на целый день. Ну и отлично, тогда резвимся! Для начала - делаем полное обновление ПО всех модулей машины до актуальных версий, на стандартной конфигурации. Теперь пробуем вариант с "переделкой": кодированием меняем класс автомобиля с SR31 (One) на SU31 (Cooper). Запускаем план обновлений повторно: теперь автомобиль определяется уже как Cooper и нам предлагают обновить ПО DME и коробки. Принимаем, запускаем процесс обновления - опа, а вот и подтверждение наших сомнений: при таком варианте апгрейда софта моторного ЭБУ (DME) требуется ввод FSC-кода для разблокировки. Никакой генератор тут не поможет, единственный вариант - приобретение кода у концерна BMW за много-много евро. Даже больше, чем стоят наши услуги для клиента.
В общем, второй сценарий зашел в тупик: все программы обновлены, авто уже почти Купер и даже заводится, но вот только обороты ограничены, да и на педаль вообще не реагирует. Тут не то что замер, тут из бокса не выедешь. Значит, действуем по плану Б, то есть по первому варианту. Но для начала считываем на столе с моторного ЭБУ текущую версию прошивки. Ну и что, что он "залочен" - программа-то в нем корректная и при этом уже куперовская.
Возвращаем машину обратно в состояние "Mini One": меняем класс обратно на SR31, строим и запускаем план обновления ПО повторно. С сожалением наблюдаем, как перепрограммируется блок АКПП: если моторный мы вернем в нужное состояние переносом карт, то с блоком коробаса так не получится. Или получится - он же вроде не требовал FSC? На всякий случай записываем в блокнот номера софтов - что было и что стало.
И вот перед нами снова абсолютно стандартный One, заводится, газует, катается по боксу, но - в нем по-прежнему всего 98 лошадей. Продолжаем работу.
Снова снимаем моторный ЭБУ, снова читаем программу на столе. Теперь у нас есть что с чем сравнить - программы от Уана и от Купера у нас в открытом виде. Сразу видим, где именно был накинут "ошейник" и переносим калибровки из "старшей" версии в "младшую". С этой минуты машина хоть и будет выглядеть как One, но мощщи в ней будет как у Купера!
Ставим блок на машину, заводим - все отлично. Малыш уверенно газует и просится на тест-драйв. Но пока рано, нам все еще не дает покоя апгрейд ПО коробки - ну чтобы совсем как у старшего брата.
Cейчас нам нужно записать в блок управления АКПП программу, которая идет для Купера. Не зря же мы переписывали ее ZUSB в блокнотик - теперь WinKFP нам в помощь. И ведь, знаете, помогло! Софт записался, никто не ругнулся, пароля не спросил :)
И вот только теперь - на тест-драйв. На дворе ночь, на стекле Рейслоджик, улицы пустые - поехали! Серия замеров, лучший результат - 11 секунд ровно. Сняли 1,4 сек. до сотни - неплохой результат. Со слов хозяина - поведение машины после 3000 оборотов поменялось кардинально, вместо ватности и вялости перед нами полноценная зажигалка :)
Окончательно клеим блок, ставим на место пластик под капотом, адаптируем стеклоподъемники после снятия АКБ. Все!
ЭБУ: Bosch MEV17.2.2
Оборудование: KTAG, ICOM, NCSexpert, WinKFP, ISTA/D, ISTA/P
Результат: возвращение штатной мощности 120 л.с., сокращение времени разгона 0-100 с 12,4 до 11,0 сек